Волк В. Козлов

ВОЛК (Canis lupus L.) — чрезвычайно пластичный вид, приспособившийся к жизни в условиях различных географических ландшафтах. Именно этой высокой экологической пластичностью объясняется в основном огромная величина ареала, занимаемого волком. В настоящее время волк распространен почти по всему Советскому Союзу. На севере он доходит до побережья Ледовитого океана, встречается на южном остров Новой земли, на Колгуеве, на Большом Ляховском острове. На востоке населяет Сахалин и остров Мунашир из группы Курильских островов. На юге распространен до государственной границы. 8 Крыму был истреблен, но после войны появился вновь.

Плотность заселения волком в различных участках его обширного ареала неравномерна. Он обычен, а местами даже многочислен в районах с развитым животноводством, в степях и лесостепях. полупустынях, тундре и в лесах, но избегает сплошных лесных массивов, В пределах таежной зоны волк редок и заселяет ее вслед за человеком, В горах распространен от подножья до альпийских лугов, придерживаясь более открытых слабо пересеченных участков, избегая ущелий.

Населяя различные ландшафтные зоны, волки отличаются резко выраженной географической изменчивостью, которая до настоящего времени в связи с большой индивидуальной изменчивостью изучена недостаточно. Волков, обитающих в СССР, систематики разделяют на 4—5 подвидов или рас: 1. Обыкновенный, или лесной, волк (С. 1.lupus L.), населяющий всю лесную зону СССР, а также лесостепь и степь европейской части СССР. Размеры средние. Вес самцов — 40—50 килограммов, самок — 30—40 килограммов. Мех грубый, темноокрашенный, 2. Тундровый волк (С. 1. albus Кегг.), населяющий зону тундры и лесотундры. Размеры средние. Вес самцов 40—50 килограммов, самок 30—40 килограммов. Мех пушистый длинный, окраска светлая с мягким рыжеватым оттенком. 3. Степной волк (С. 1. cubanensis Ognev.). Обитает в Средней Азии и Казахстане, размеры мелкие. Мех грубый, короткий, окраска пушистая серая с охристым оттенком. 4. Тибетский волк (С. 1. laniger Ногdsоn), Обитает на Памире. Размеры средние, мех длинный, светлоокрашенный. В особый подвид выделяют волков, обитающих в южном Забайкалье и в Закавказье, но реальность этих рас считается сомнительной.

До последнего времени в зоологической и охотничьей литературе приводилось очень мело фактических данных о размерах и весе волков, обитающих в различных географических зонах СССР. В результате продолжительное время полагали, что самыми крупными волками являются тундровые волки, вес которых достигает будто бы 60—70 килограммов, а в отдельных случаях свыше 80 килограммов, В действительности, как показали работы В, П. Макридина (располагающего данными веса свыше 400 тундровых волков, уничтоженных с самолета), вес наиболее крупных самцов этого подвида редко превышает 50 килограммов. Из указанного количества лишь один экземпляр весил 52 килограмма.

Неправильное представление было, да и сейчас встречается в охотничьей литературе, о размере лесных волков, вес которых указывается значительно больше фактического (60—70 и более килограммов). В. действительности, вес наиболее крупных самцов лесных волков очень редко превышает 50 килограммов. В заповедниках европейской части СССР в последние годы уничтожено свыше 500 волков, из которых лишь три самца весили свыше 50 килограммов. Самый крупный из них, добытый в Окском заповеднике, Рязанской области, весил 56,5 килограмма.

Волки растут довольно быстро. Имея при появлении на свет вес 300—500 граммов, они к шестимесячному возрасту достигают веса 15—17 килограммов, а к полутора-двум годам размеры и вес их лишь немногим отличаются от размеров и веса взрослых волков.

Внешний вид волка настолько хорошо известен что нет необходимости подробно останавливаться на его описании. Из многочисленных пород домашних собак, основным предком которых был волк, некоторое сходство с ним имеет лишь восточносибирская овчарка, но и от нее волк отличается могучим, несколько приподнятым передом мощной головой с короткими широко поставленными толстокожими ушами, сильной шеей, низко спущенными ребрами покатостью спины, всегда опущенным и, как правило не поднимающимся выше спины, малоподвижным хвостом.

Череп волка в отличие от собачьего более массивен и имеет высокий, хорошо развитый гребень. Крупные клыки несколько загнутые назад, имеют острые режущие вершины. Мощный зубной аппарат и сильные мышцы обеспечивают волку успех охоты на крупных животных при нападении на которых он наносит им глубокие раны, вырывая иногда из еще не сдавшейся жертвы большие куски мяса. Не случайно говорят, что волки «режут» скот.

Желудок волка довольно вместителен, а прожорливость просто поразительна. Выводок проголодавшихся волков в 7—8 штук съедает за одну ночь тушу взрослой лошади от которой остаются лишь потроха, кости, шкура и голова.

В феврале 1948 годе в Рязанской области была убита не крупная волчица-переярок, которая за час перед этим догнала и целиком съела лисицу.

Будучи чрезвычайно прожорливым, волк вместе с тем способен переносить и продолжительные голодовки (несколько суток), не теряя при этом способности к движению. Волк сильный, неутомимый хищник. Недаром говорят, что «волка ноги кормят». В течение одной ночи он при необходимости совершает переходы по 60-70 и более километров. К таким переходам волка вынуждает голод или преследование человека. Обычно же ночные

переходы волка редко превышают 20—30 километров. Небольшие расстояния он способен преодолевать с большой скоростью (до 60 км/ч). Преследовавший тундровых волков на вертолете В. П. Макридин отмечает, что в течение первых 4-5 минут волки развивают бег до 80—85 километров в час, затем скорость их резко падает. Волк хорошо плавает. Не утомленного продолжительным пребыванием а воде, волка трудно догнать на весельной лодке.

Хорошо развиты у него органы чувств: слух, зрение, обоняние (чутье). Трудно сказать, какое из указанных органов чувств имеет в жизни волка первостепенное значение. В комплексе с наблюдательностью и тонкой приспособленностью они обеспечивают этому хищнику возможность существования в различных географических условиях.

У волков нет врагов, кроме человека. Даже такой крупный хищник, как медведь, не нападает на волков. Наоборот, отмечаются случаи, хотя и редкие, нападения волков на медведя.

Острота чувств проявляется в момент настороженности зверя — при опасности, отыскании своих сородичей, в поисках пищи и в других случаях. Тонкий слух и наблюдательность в значительно большей степени чем зрение и обоняние помогают волку определять на значительном расстоянии по голосам сорок и ворон местонахождение падали.

Поздно вечером или ночью волк, покидая место дневного отдыха безошибочно выходит к трупу павшего животного, на котором побывали днем птицы. Тонкий слух помогает волку улавливать подозрительные звуки и избегать опасности. Даже во время сна слух волка находится в состоянии настороженности, хотя и не такой тонкой. Бывают случаи, когда волк, наевшись вдоволь после продолжительной голодовки на дневке теряет бдительность, крепко засыпает и безветренную погоду не слышит охотника, подошедшего нему на ружейный выстрел.

Волк отличается дальнозоркостью, причем острота зрения как и у ряда других ночных животных, проявляется и ночью. Волк замечает незначительные нарушения поверхности

снега вызванные постановкой капкана, даже если эти нарушения слегка сглажены порошей или поземкой. Будучи настороженным, он даже в лесу замечает малейшее движение.

Достаточно, например, охотнику, стоящему неподвижно на номере в маскировочном халата, сделать незначительный поворот головой или движение рукой, чтобы спокойно до этого шедший и ничего не замечавший волк резко бросился в сторону или назад. Хорошее зрение и наблюдательность позволяют волку на большом расстоянии отличать движущуюся подводу с охотниками и их амуницией от подвод колхозников и соответственно реагировать. В первом случае он старается как можно быстрее скрыться, во втором — спокойно продолжает свой путь или, остановившись, наблюдает за удаляющейся подводой.

Чутье у волка развито так же хорошо, как и зрение. Даже при слабом встречном движении воздуха он улавливает самые незначительные запахи. Имеются все основания считать, что чутье у волка более тонко, чем у собак, причем преобладает или чаще используется так называемое верхнее, но при необходимости он пользуется и нижним.

Наблюдательность и прекрасная приспособленность не только спасают волка от смертельной опасности, но и обеспечивают ему успех в охоте на домашних и диких животных в самых, казалось бы, неподходящих условиях. При охотах стаей волки проявляют удивительную организованность.

Волки в отличие от собак, к семейству которых они относятся живут семьями. Самец вместе с самкой принимает участие в воспитании потомства. Волчья стая — это волчья семья включающая в себя матерых (родительская пара), прибылых (молодых этого года) и сохранившихся переярков (молодых прошлого года). Изредка в стае могут быть одиночные особи и из более ранних поколений. С учетом гибели от разных причин особенно среди прибылых, стаи-семьи к началу их формирования (осенне-зимний период) редко бывают больше, чем в 10—12 особей.

Молодые волчицы становятся половозрелыми в двух-годовалом возрасте, их однопометники самцы— на год позднее (период спаривания) в северных районах начинается в марте, в средней части страны — в середине февраля и на юге—в начале января. У старых волчиц течка несколько раньше, чем у молодых. Больших скоплений волков во время гона не бывает. Наоборот, с наступлением этого периода семьи-стаи временно распадаются. Матерые покидают свое потомство и держатся отдельно. Гон у них происходит спокойно. За молодыми самками и за самками, лишившимися до начала течки своих старых самцов, первое время гоняются 2—3 самца, между которыми бывают жестокие драки. Победивший более сильный самец спаривается с самкой и становится отцом семейства, не разлучаясь со своей подругой и в последующие годы.

Бытующее до настоящего времени мнение о больших скоплениях волков в период так называемых волчьих свадеб (период гона) ошибочно. Первое появление сформировавшихся волчьих стай-семей, которое становится заметнее с наступлением зимы, принимается очевидцами за «волчьи свадьбы». Продолжительность гона одной пары—от 5 до 10 дней. Беременность — 62—63 дня. Щенеиие на севере происходит в конце мая — начале июня, в средней полосе России и Сибири на месяц раньше: в конце апреля — начале мая, а на юге в марте. Количество молодых в помете—от 2 до 12, причем процент пометов с указанными крайними величинами обычно незначителен. Так, например, из обнаруженных за 5 лет в Новосибирской области 246 выводков всего 9 (3,7 процента) было с 2 волчатами и 4 выводка (1,6 процента) с 12 волчатами в каждом. Среднее количество волчат в обнаруженных логовах — 6,8. Пометы волков с 11—12 волчатами в ряде районов не отмечены. У молодых волчиц обычно бывает 2—5 волчат, у старых — 5—8 и редко больше.

Логово (гнездо) в открытых, необлесенных или малооблесенных местах (тундра, степь, лесостепь и др.) волки устраивают, как правило, в норах, причем редко роют их сами, используя песцовые, лисьи, барсучьи, тарбаганьи, расширяя и углубляя их. В лесу волки устраивают свои логова под валежником, в дуплах старых упавших деревьев, под кучами хвороста, в старых полуразрушенных землянках, у стволов деревьев с низко опущенными сучьями и т. п., в горах — в углублениях и расщелинах скал, под камнями и т. п. Места, выбираемые волками для устройства логова, почти во всех случаях отвечают следующим требованиям: относительной глухости месте (участки, редко или совсем не посещаемые человеком, хотя бы они и находились в непосредственной близости от жилья); относительной скрытности подхода; близости «оды (ручей, озеро, болото и т. д.). При пересыхании летом ближайшего водоема волчицы переводят выводом другое укромное место. Ограниченность мест, отвечающих указанным требованиям, вынуждает волков устраивать свои логова ежегодно в одних и тех же местах и, как правило, в одном-трех километрах от прошлогоднего. Отмечаются случаи, когда одна волчица 2—3 года подряд щенится в одной и той ,же море. Это бывает тогда, когда волчата не были взяты, а нора и естественная обстановка в район логова не были нарушены хозяйственной деятельностью человека или стихийным бедствием (пожар, наводнение и др.). Особенно часто отмечаются случаи ежегодного использования волками одних и тех же нор в тундре, где в связи с промерзанием почвы количество мест, в которых возможно устройство, нор, очень ограничено.

Волчата родятся слепыми с закрытыми ушными отверстиями и прозревают обычно на 10—11 день, а ушные раковины открываются несколько раньше. Период лактации продолжается 6—5 недель. В конце этого периода матерые начинают кормить волчат пережеванным, полупереваренным мясом, отрыгивая его из желудка (отрыжками). Первые дни после щенения волчица не покидает логово, пищу ей приносит самец. После перевода волчат не мясную пищу в заготовках корма принимает участие и волчица. Позднее матерые начинают приносить в логово сначала куски мяса, а затем и помятых полуживых зверей и птиц, которых волчата приучаются душить. В районе логова, в непосредственной близости от гнезда, они ловят ящериц, лягушек, мелких млекопитающих, разоряют гнезда птиц, уничтожают птенцов. Некоторым подспорьем в питании молодых волков являются ягоды (клубника, черника, костяника и др.) и фрукты (дикие груши, яблоки), которые они могут поедать в значительном количестве. Отмечаются случаи, когда матерые волки а период созревания ягод временно переводят свой выводок в участки с обилием последних.

С переходом на мясную пищу, примерно в полуторамесячном возрасте, волчата начинают регулярно посещать место водопоя. Вскоре от гнезда к водопою появляются тропы. Всюду на берегах водоема, служащего местом водопоя, становятся заметны следы пребывания молодых волков.

вначале, когда волчата питаются еще только отрыжками и держатся непосредственно у гнезда, матерые запасают корм впрок. В 200—300 метрах от гнезда, отрыгнув из желудка несколько кусков мяса, они засылают их землей, причем засыпку производят не лапами, а носом, точно так же, как делают это иногда собаки. Обнаружение таких запасов отрыжек служит для охотников-волчатников верным признаком близкого местонахождения гнезда с волчатами.

До 5—5,5-месячного возраста молодые ведут оседлый обрез жизни, находясь в районе логова и питаясь кормом, добываемым и принесенным родителями. Матерые, как правило, не нападают на домашний скот, пасущийся вблизи логова, отправляясь за добычей за 6—10 километров и дальше. Это правило, выработанное волками в вековой борьбе за существование, иногда нарушается переярками, навещающими свои знакомые места.

 

продолжение следует...

В 2,5—3-месячном возрасте волчата достигают средней дворняжки и весят 8—10 килограммов. С этого времени матерые уже не всегда в состоянии полностью удовлетворить возросший аппетит своего многочисленного прожорливого потомства.

Будучи голодны, волчата а отсутствие родителей по утренним и вечерним зорям, а иногда и ночью начинают выть.

Матерые, возвращаясь с добычи, отвечают на вой выводка а иногда, приближаясь к логову, первыми подают голос. В последнем случае выводок отвечает и нередко в полном составе выбегает навстречу родителям, удаляясь от логова на 400—500 и более метров.

В отдельных случаях, когда логово расположено в глухих удаленных от жилья человеке местах, матерые меняют дневки своего взматеревшего потомства, приближая их к местам своих охот. Но и я этом случае молодые, почти до шестимесячного возраста, не принимают участия а охотах матерых на диких и домашних животных. Только к шестимесячному возрасту у молодых в основном заканчивается развитие и закрепление всех физических и других возрастных качеств необходимых хищнику для перехода к самостоятельному (первые месяцы под руководством родителей) образу жизни.

Оседлый период в жизни волчьей семьи в средней полосе Союза заканчивается в октябре (на юге несколько раньше а на севере позднее), и она переходит к так называемому бродячему обрезу жизни. Тек как волки являются местными оседлыми животными, то и «бродяжничество» каждой волчьей семьи ограничивается определенным охотничье-кормовым, или, как его иногда называют, коренным районом. Размеры охотничье-кормовых районов волчьих выводков зависит от кормности данной территории (наличия и возможность добывания диких и домашних животных в течение всего года) и обилия волков в данной местности. В условиях лесостепей Сибири сохранившиеся от весеннего истребления волчьи семьи занимают участки площадью от 350 до 500 квадратных километров.

С переходом к бродячему образу жизни у волков отпадает необходимость скрывать местонахождение своего логова, и поэтому, покидая его, выводок, возглавляемый матерыми, первые свои нападения обычно производит на домашних и диких животных, находящихся в непосредственной близости от логова. Передвигаясь в поисках пищи по своему охотничье-промысловому району, волчья стая-семья к которой вскоре присоединяются и переярки, ежедневно меняет место своих дневок, лишь изредка задерживаясь на 2-3 дня невдалеке от туши зарезанного ими крупного животного.

В течение всей зимы стая-семья, часто с определенной периодичностью, посещает различные участки своего района обитания, обязательно навещая место бывшего логова и если позволяют защитные условия, задерживается там на дневку. В районах обитания волчьих семей у них имеются места постоянных переходов. Знание охотничье-кормовых районов волчьих выводков, мест дневок, и переходов имеет большое значение при организации истребительных работ

В ряде районов нашей страны подвижный период в жизни волчьей семьи (осенне-зимний) связан с кочевками волков на большие расстояния от мест покинутого логова. Такие кочевки находятся в прямой зависимости от сезонных миграций диких копытных животных или от перемены мест пастбищ домашних животных, служащих основой питания волков данной местности. Эти кочевки не нарушают принцепа оседлости данного вида, так как на период щенения волки возвращаются в месте постоянного обитания.

Линька у волков происходит две раза в год. Весной (февраль — май) и осенью (август — октябрь). Взрослой начинают и заканчивают весеннюю линьку несколько раньше молодых (за исключением щениых самок, линька которых задержияаатся). Осенняя линька, наоборот, раньше начинается и заканчивается у молодых (прибылых) волков. Сроки и должительность линьки в значительной степени зависят от упитанности зверя.

Болезни волков не изучены. Известно, что наряду с носителем вируса бешенства, распространителями которого они являются, волки почти поголовно заражены гельминтами. Максимальная продолжительность жизни волка по данным Московского зоопарка, 16 лет. В естественной обстановке они вряд ли доживают до такого возраста. Общее ослабление организма к старости, значительная потеря зрения и слуха разрушение зубов почти исключают возможность существования этого хищника в старческие годы в естественной обстановке.

 

В. Козлов

заместитель директора Государственного заповедника «Столбы»

"Охота и охоничье хозяйство"

№ 9, 1964 год