Эстонская гончая А. Шапатин

Новая порода собак

В прошлом году была проведена апробация новой породы гончих собак, распространенных в Эстонии.

В состав комиссии по апробации вошли кинологи, эксперты и судьи по охотничьему собаководству. Комиссия рассмотрела материалы на 2460 собак, оценки и описания молодняка за 1948—1954 годы на 44° собак. Кроме того, на организованной 24 октября 1954 года выводке в Таллине комиссия произвела описание и оценку породности, конституции и экстерьера 48 собак апробируемой породы, а 25—26 октября того же года провела судейство на полевых испытаниях.

12 ноября прошлого года материал работы комиссии был доложен на Кинелогическом совете. Совет принял решение утвердить новую породу и присвоить ей название «эстонская гончая порода собак».

Комиссия по апробации установила, что селекционная работа по созданию эстонской породы была начата около 27 лет назад путем сложного воспроизводительного скрещивания. В этой работе принимали участие любители-собаководы. Селекционной работой руководил эксперт и судья республиканской категории по охотничьему собаководству С. Н. Смелков. Селекционная и племенная работа умело сочеталась с племенным учетом, без которого нельзя было решить сложную задачу создания новой породы собак. Не все шло гладко. Много было трудностей и препятствий, зачастую срывавших намеченные планы, но С. Н. Смелков довел начатое дело до конца.

Совместно с любителями-собаководами Эстонии С. Н. Смелков создал питомник эстонских гончих. В его организации принимали участие председатель президиума охотничьего клуба ДСО «Калев» Э. Ю. Мейте, директор охотклуба X. Я. Сихвер и другие энтузиасты этого дела. Своими силами они построили питомник, обеспечив соответствующие условия для племенного поголовья создаваемой породы.

В свое время в Эстонии была запрещена охота с гончими собаками, имеющими высоту в холке выше 45 см- Распространенная в то время старая эстонская гончая, являвшаяся продуктом скрещивания фоксгаунда с финской гончей, имела рост 53 — 5^ см. рост этих помесей не соответствовал росту, предусмотренному законом,. поэтому любители-собаководы были вынуждены ликвидировать крупных гончих и заняться разведением более мелких собак. С этой целью из Англии были выписаны гончие бигли, которые вначале разводились в чистоте, но оказались мало пригодными для условий местной охоты. Он» плохо акклиматизировались, почти не работали в одиночку, поздно принимались к работе в поле, имели плохую паратость" и вязкость. Голоса были грубые, недоносчивые и немузыкальные.

Кроме этих недостатков, бигли имели слабые лапы, были стомчивы и в суровых климатических условиях Эстонии, где резко меняется температура, что вызывает гололедицу или холодные дожди, оказались.

мало пригодными для охоты. Чтобы устранить у помесей эти недостатки, чистопородных биглей начали вязать с местными гончими, достигая у получаемого приплода лучшей работоспособности. Помеси имели крепкие лапы, стали более вязкими, начали рано приниматься к работе.

Наряду с положительными качествами, эти помеси имели некоторые недостатки, например излишне растянутую и загруженную колодку, к тому же они обладали малодоносчивыми и немузыкальными голосами.

Для ликвидации этих недостатков были завезены швейцарские (люцернские) гончие. Собаки этой породы обладали отличным экстерьером, крепкой и сухой конституцией. Небольшого роста, подвижные, энергичные и вязкие, они не требовали длительной нагонки, рано принимаясь к работе, и имели очень приятный, доносчивый, музыкальный голос.

Вначале от скрещивания помесей со швейцарскими гончими был получен очень неоднородный материал, и только правильно организованная селекционно-племенная работа привела к положительным результатам. В частности, была получена значительная группа собак желательного типа, из которой черпался племенной материал для различных районов Эстонии. Одновременно велся строгий племенной учет с тщательным подбором пар для вязок. Кроме того, не выдавались документы — паспорта на бракованных собак, что лишало права применять их на охоте. В результате была создана новая порода собак,

стойко передающая потомству свои экстерьерные особенности и рабочие качества.

Собаки, наименованные эстонской породой гончих собак, имеют малый рост, скороспелые, что дает возможность использовать их на охоте уже с 5-6-месячного возраста. Собаки не требуют длительных нагонок, очень порывисты, послушны и обладают незаурядным чутьем. В связи с малым ростом они очень подвижны, энергичны, гармонично сложены и выносливы. Крепкая, сухая конституция, необычайная паратость в сочетании с вязкостью и доносчивые, музыкальные голоса дают возможность с большим успехом использовать эту породу на охоте.

Кинелогическое совещание 1954 г заслушав сообщение представителя Эстонской ССр С. Н. Смелкова, рекомендовало Кинелогическому совету утвердить временный стандарт — описание желательного типа гончей собаки эстонской породы.

Кобели этой породы имеют высоту в холке 45 — 52 см, в крестце — 44—51 с**-Индекс растянутости — ю8—но см. Суки высотой в холке 42-49 о*. в крестце — 41—48 см, индекс растянутости — 110— 112 см. Аллюр при розыске зверя — галоп и широкая рысь, а при преследовании — быстрый галоп.

Ведущий окрас — чернопегий в румянах, причем размеры пятен не ограничиваются. Чепрак может покрывать все туловище. Допускаются также следующие окрасы:

буропегий в румянах, багрянопегий, жел-топегий и чепрачный с проточиной на мор-.де, белыми чулками и белым концом хвоста. Шерстный покров короткий и ровно покрывающий животное, волос достаточно жесткий и блестящий, подшерсток развит -слабо, хвост покрыт густой шерстью равномерно по всей длине и поэтому кажется толстым, кожа плотная, без складок, мышечная ткань развита сильно, костяк крепкий, хорошо развитый. Голова породная и сухая, череп умеренной ширины и несколько округлой формы, надбровные дуги невысокие, но ясно выражены, поэтому перелом некрутой. Морда длинная (7,5—9,0 см), ровная, губы небольшие, плотно обтягивают ее, вследствие этого голова кажется сухой. Мочка носа черного цвета, достаточно широкая, с открытыми и широкими ноздрями, уши висячие, низко посаженные, длинные и плотно прилегающие к голове, конец ушей закругленный. Глаза, несколько косо поставленные, темнокоричневые, края век темные, зубы правильной -формы, крепкие, хорошо развиты, прикус ножницеобразный. Шея короткая, округлая, мускулистая, сухая, плотно обтянутая кожей, без подвеса. Грудь очень широкая и глубокая, ребра слегка бочкообразной формы, спущенные до локтей. Ложные ребра хорошо развиты, поэтому нет резкого подрыва. Холка достаточно широкая, выделяющаяся над линией спины. Спина тоже широкая, мускулистая и ровная, крестец широкий, но короткий и слабо покатый. Ноги правильно поставленные, костистые и сухие, мускулатура на ногах развита очень хорошо, мышцы резко вырисовываются через плотно натянутую кожу. Плечо косое. Длина передних ног составляет около 5°% высоты собаки в холке. Углы сочленения задних ног хорошо выражены, плюсна почти отвесна, лапы очень крепкие и большие, овальной формы, с плотно сжатыми пальцами— лапы в комке. Хвост длиной до скакательного сустава, саблевидной формы, носится собакой не круто.

Эстонские гончие злобны на зверя, поэтому с ними производят охоту не только на зайца и лису, но и на рысь и медведя.

Основным достоинством эстонских гончих собак является их высокое полевое качество, хорошая порывистость и послушание. Как пример безукоризненного послушания можно привести работу собаки Эгу. Она работала зайца с 15 часов 3° минут до 17 часов 21 минуты, причем из-за частого подсада ельника судейской комиссии не удавалось перевидеть зверя, поэтому испытание длилось около двух часов. Наконец, в 17 часов 20 минут одним из судей был перевиден матерый русак, перешедший большую поляну, сделавший сметку в густей мелкий ельник. В одной минуте за ним, точно по следу, прошла собака. Через несколько секунд этот же русак перешел на виду у судей лесную дорогу, а за ним в одной минуте перешла следом Эгу. В дальнейшем азартная работа Эгу была прекращена судьями. При вызове собаки рогом выжловка тут же прекратила гон и через несколько секунд вышла к ведущему.

В результате проверки полевых качеств комиссией по апробации породы сделан вывод, что собаки эстонской породы представляют большой интерес в полевом отношении. Из семи номеров, проверенных комиссией, пяти были присуждены дипломы первой степени, второй степени и три диплома третьей степени, в том числе один смычку.

Диплом первой степени получил кобель Сампо (владелец М. Канарбин) рождения 1945 года. Сампо показал две отличные работы.

Первая работа проходила в очень тяжелых условиях. Подняв русака, Сампо держал его без скола 35 минут, вначале на очень заболоченном месте с ольховым кустарником. В этом месте русак ходил на малых кругах. Затем зверь вышел на всходящую озимь, прошел по ней метров около семисот и пошел по грунтовой, довольно сухой дороге. Пройдя метров сто пятьдесят, он сделал сметку на свежую пашню и пробежал по ней метров 3°0- Затем перешел открытое, залитое водой болото, пересек его поперек метров около двухсот и вышел на асфальтовое шоссе. Пройдя по шоссе метров 250 и встретив пешеходов, русак сделал сметку в мелкий ольховый кустарник-прутник, поросший густым и высоким пыреем, где и запал.

Открытое место дало возможность судьям наблюдать ход зверя и работу Сампо. Кобель без скола, спокойно и очень осмысленно разбирая следы зверя, гнал его вначале кустами на малых кругах, затем сырой и местами грязной озимью, потом довольно сухой дорогой. Проскочив на сметке несколько шагов, кобель справил, дав два — три интервала в отдаче голоса, и перейдя на мокрую, местами залитую водой пашню, снова без скола погнал русака, по следу к болоту.

Перейдя болото, Сампо пошел по следу русака к асфальтовому шоссе и, выведя след на шоссе, погнал дальше. Точно на сметке он сошел с шоссе и вновь заставил подняться запавшего в кустах русака. Зверя ошибочно отстрелял лесник, и в связи с этим испытания были прерваны.

Вторая работа была еще более блестящей. Сампо набросили на след зверя спустя тринадцать минут после того, как зверь был перевиден судьями. Шел мелкий, моросящий дождь. Сампо принял след и через пять минут помкнул. Вначале он повел зайца по свежевспаханному, размякшему полю, в водянистом месте пашни скололся на четыре минуты, мастерски выправил малыми кружками след и провел зайца пашней еще около восьмисот метров. Затем перевел след на озимь и по большому кругу повел зверя лугом в лес, где он и был перевиден судьями. За зверем через тридцать секунд показался Сампо, идя по следу с высоко поднятой головой и часто отдавая голос. Сампо был присужден диплом первой степени при следующей расценке: 8, 4, 20, 9, 15. 8, 2, 4. 6, 4 = 80 баллов.

Хорошо показали себя эстонские гончие в работе смычком.

Смычок (кобель Вирк и сука Пире) — однопометники рождения 1951 ГОД21 (владелец питомник ДСО «Калев»). Смычок был только что возвращен в Эстонскую ССр с показа на ВСХВ и ни разу после возвращения не выводился в поле. Упитанность у смычка выставочная. Смычок вначале был наброшен во время дождя в еловый лес, где работал лису в течение одного часа трех минут, но был снят, так как зверь понорился. Смычок, наброшенный снова в 17 часов 43 минуты через 21 минуту поднял русака, который был перевиден судьей на втором кругу. Наступила темнота. Смычок увел зверя в болото, изрезанное осушительными каналами шириной 4—6 метров, залитые водой. Собаки не сошли со следа на рог и были оставлены работать в ночь и держали зверя на гону до 9 часов 15 минут утра, после чего они были словлены и сняты с гона ведущим.

Любители гончих, узнав высокие качества собак эстонской породы, запрашивают, каким путем можно их приобрести. Обеспечить выполнение заявок питомник не в состоянии, так как выпуск молодняка за пределы Эстонской ССр из-за большого спроса на них внутри республики очень ограничен. Охотничьим организациям Эстонии следует проводить контрактацию молодняка, что даст возможность выполнять заявки на приобретение щенков и поможет быстрейшему распространению этой породы в стране.

Московское общество охотников приобрело в питомнике ДСО «Калев» смычок эстонской гончей породы рождения 1954 г-Его наганивал егерь И. И. Акимов. Кинолог общества Б. Н. Арманд, проверявший во время нагонки собак, считает, что, несмотря на глубокий снег, собаки работали отлично. Большие, крепкие лапы и небольшой живой вес способствуют тому, что они прекрасно гонят по глубокому снегу и насту, а значительная паратость и небольшой рост собак дают им возможность свободно проходить по зарослям кустарников, мелкому ельнику, находясь при этом на небольшом расстоянии от зверя.

Весной 1955 г- работа смычка в годовалом возрасте была показана на Московской областной испытательной станции, и ему был присужден диплом третьей степени.

На Московской выставке охотничьих собак того же года смычок был отнесен к первому классу. Ни одна гончая собака первой возрастной группы другой породы не получила полевого диплома. Можно предположить, что эстонской породе гончих собак принадлежит большое будущее, возможно, что она будет использована для улучшения рабочих качеств русской пегой гончей.

А. Шапатин

Охота и охотничье хозяйство

1955 год