Ранняя нагонка Д. Федорин

Молодую гончую собаку можно наганивать в возрасте десяти-двенадцати месяцев. Так рекомендует наша официальная охотничья литература, так советуют ведущие кинологи. И все же на местах любители-собаководы часто отступают от этих указаний. Не составляют исключения и наши ивановские охотники. У отдельных из них в этом отношении сложилась определенная система, накопился  известный  опыт.

...В 1964 г. я проводил полевые испытания гончих собак а Пестяковском районе Ивановской области. Перед набросом очередного номера председатель местного первичного коллектива охотников, тогда еще стажер, а ныне судья второй категории Н. И. Смирнов доверительно сказал:

   Обрати внимание на собаку, которую будут сейчас ставить: здорово работает...

К судейской бригаде подошел Ю. Н. Шестериков. На поводке у него была русская гончая выжловка: крупная, костистая, с замечательными ногами. Стали записывать необходимые данные. Я невольно переспросил владельца, когда он сказал, что его питомице всего год с небольшим.

  Надеетесь, что ваша выжловка сработает на диплом? — не без ехидства осведомился я.

  Конечно.

  Но собаке всего один год. Когда же вы успели нагонять ее?..

  А я с четырех месяцев с ней в лесу...

  ?!

Спущенная с поводка, выжловка очень резво, на быстром галопе пошла а полаз. Она старательно, не по возрасту мастеровито, искала зверя, не пропуская ни одного вероятного места лежки беляка. На девятой минуте собака напала на жировку, быстро разобрала ее и на двенадцатой минуте, побудив зверя, ярко погнала.

Понятно, я изо всех сил старался возможно лучше проследить работу выжловки и ног своих не жалел. Гоняла она азартно, по-спортивному красиво. Судейская коллегия единодушно присудила гончей диплом III степени. Следует заметить, что позднее она получила еще шесть дипломов и два из них — второй степени, После испытаний мы разговорились с владельцем собаки.

  Вы не думаете,— спросил я,— что ранняя нагонка впоследствии может отрицательно сказаться на выжловке?

  Нет,— твердо сказал Шестериков. — Это проверено. Вьюга не первая гончая, с которой я рано начал заниматься. Такой практики придерживаются у нас и другие охотники.

Беседа с Ю. Н. Шестериковым у нас была длинной. Он убеждал меня, что если умело работать с гончей, то а поле с ней можно смело идти с шести месяцев. Ранние занятия развивают у собаки как раз те качества, которые ей необходимы. Главное — возможно быстрее разбудить у животного инстинкт преследования, а дальше — дело тренировки.

После этих полевых испытаний я стал частым гостем у охотников, которые рано наганивали своих собак. Бывал на охоте с Вьюгой Ю. Н. Шестерикова, с Тайгой Г. Н, Гусева. Обе собаки показывали себя с самой наилучшей стороны. Были нестомчивы, вязки. Сейчас Вьюге девять лет. Она по-прежнему уверенно работает по зверю. Тайга Г, Н. Гусева первый свой диплом получила в возрасте одного года. К четырем годам у нее их было пять, в том числе один второй степени. Она успешно защищала честь Ивановской области на межобластных состязаниях.

Возникает вопрос: не являются ли эти две собаки редким исключением, когда ранняя нагонка не повлияла пагубно на их развитие? Можно твердо сказать, что это не исключение. В течение семи лет я вел наблюдение за Пургой В. Б. Ошуркова, Зазнобой В. Г. Перепелкина, Заливаем Ю. Н. Шестерикова, Метелью С. Ф. Шесте-рикова и многими другими собаками, с которыми начали работать в возрасте шести месяцев, и ни у одной из них не заметил каких-либо осложнений. От других собак их отличает то, что все они превосходно гоняют. В положительном влиянии ранней нагонки собаки на развитие у нее охотничьих качеств я убедился на собственном опыте.

В 1968 г. мной в г. Чкалоаске был приобретен щенок породы русской гончей от Плакуна Требухина и Флейты Дориогина. С шести месяцев я с ним начал работать. В возрасте одного года он получил диплом III степени, а к двум с половиной годам у него их было три.

Активная работа со щенком в поле помогла ему развиться и стать сильным, выносливым. На Ивановской и Костромской областных выставках Шугай первым прошел в своей возрастной группе с оценкой «очень хорошо».

Примеры, приведенные в этой статье, конечно, не могут служить основанием для общего вывода о том, что ранняя нагонка гончей собаки является положительным делом. Для такого вывода нужен более обширный и глубокий опыт. Однако у меня сложилось убеждение, что с гончей можно работать в поле и с более раннего возраста, чем говорится в нашей охотничьей литературе. Было бы хорошо, если бы по этому вопросу высказались другие товарищи.

 

Д. Федорин,

эксперт-кинолог первой категории

 

«Охота и охотничье хозяйство»

№ 8, 1971 год