Пусть трубят РОГА

Пора, пора! Рога трубят...

(А. С. Пушкин).

В № 11журнала за прошлый год опубликована заметка старого охотника Т. С. Рутковского о поэзии «роговой музыки», о необходимости возродить сигналы в охотничий рог, многие из которых уже забыты.

Статья вызвала широкий отклик читателей.

Некоторые из них прислали в редакцию переложенные на ноты сигналы в рог, применявшиеся русскими охотниками в прошлые десятилетия.

«Я заядлый гончатник, имею рог и хорошо знаю, как радуют его звуки сердце и слух охотника!» — пишет в своем письме С. Я. Зеленковский из села Боград, Хакасской автономной области. Он старательно перерисовывает для редакции нотную запись нескольких сигналов из «Полного руководства ко псовой охоте» П. М. Губина (1891 г.). «Конечно, не все сигналы бывшей псовой охоты, — говорит т. Зеленковский, — приемлемы для современной ружейной охоты с гончими. Но даже при наличии одного гонца, не говоря уже о смычке или стайке, особенно при коллективной охоте, роговые сигналы нужны для вызова гончих и координации действий охотников. А эстетическое наслаждение от них на охоте подчас не уступает музыке гона».

В стремлении помочь охотникам А. С. Лебедев (п/о Хотьково, Калужской области) вырывает несколько страниц из ставшего букинистической редкостью «Охотничьего календаря» Л. П. Сабанеева (изд. 2, 1892 г.) и пересылает их редакции.

«Я тоже помню, с каким неописуемым волнением слушал переливы роговых сигналов старых охотников, когда начал охотиться в 1918 г., вступив в кружок крестьянских охотников «Диана», — вспоминает москвич К. Я. Граббе. — Не говоря о сложной «роговой музыке», даже простые сигналы рогом в две ноты на охотах с гр -чими многими охотниками исполняются беспорядочно, без какого-либо строя, лишь бы подать звук.

Широко распространены коллективные охоты с гончими; для очистки от волков полезащитных лесных полос в южных районах не миновать практики псовых охот. Поэтому изучение роговых сигналов, их систематизация и отбор практически нужных и доступных к исполнению — назревшее и необходимое мероприятие». К своему письму т. Граббе прилагает ноты сигналов, заимствованные им из «Карманного справочника для охотников» Н. Ю. Анофриева (1918 г.).

Ноты, найденные в дореволюционных охотничьих журналах, поступили от ленинградца А. Ф. Мозгалева и некоторых других охотников. Подавляющее большинство нот, приведенных в справочнике Н. Анофриева и старых журналах, воспроизводят сигналы в рог, отобранные и записанные в конце прошлого века редакцией журнала «Природа и охота» на X охотничьей выставке, на которую съехалось в Москву много доезжачих и опытных ружейных охотников.

Рог, применявшийся русскими охотниками, имел только два тона, два «до» — высокое и низкое (первой и второй октав). Старинные русские сигналы начинались обычно с низкой ноты, переходя с нее на высокую. Из различных сочетаний низких и высоких звуков, чередования их между собой и продолжительности каждого из них и слагается тот или иной позыв.

Все сигналы записаны в скрипичном ключе на 2/л и легко могут быть продемонстрированы как голосом, так и на любом музыкальном инструменте. Чтобы получить нужную продолжительность звука, Л. П. Сабанеев рекомендует тянуть звук протяжно или коротко (как указано в нотах), соответственно редко или часто отбивая такт ногой. Дуга, поставленная над тонами «до», означает, что переход с низкого на высокий звук и обратно делается без перерыва — «в один дух», а маленькая дужка с точкою под нею, поставленная над тоном, — что эта нота «тянется, пока хватит духу, сводясь на нет».

Ниже приводятся старые сигналы в охотничий рог, наиболее применимые в современной охоте с гончими, на облавных и загонных охотах по зверю.

Приводя серию польских и чешских охотничьих сигналов, мы в то же время хотим предостеречь охотников от повторения той ошибки, которую допустили некогда наши деды и о которой Л. П. Сабанеев в своем «Охотничьем календаре» пишет так: «Сигнала эти заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданию, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться (в сигналах — ред.) бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже

никому не понятными».

С целью наиболее единообразного исполнения охотничьих сигналов заучивание их охотниками целесообразно организовать не в индивидуальном порядке, а в кружках местных (районных, городских и т. д.) охотобществ и, конечно, в коллективах, члены которого предполагают совместно охотиться. Неплохо, если по заказу, например, Московского общества охотников будут выпущены грампластинки с записью этих сигналов так, как в свое время этим обществом были выпущены пластинки, имитирующие волчий вой.

В последние годы охотничьих рожков в продажу не поступало, что крайне отрицательно сказывалось на распространении среди советских охотников этого вида звуковой связи. Несколько десятков рогов, ежегодно выпускаемых мастерской Серпуховского районного общества охотников МОО, не могло, конечно, удовлетворить и

сотой части потребности охотников в этом инструменте. Тем более отрадным является санкционированное Госпланом РСФСР согласие новостроящейся фабрики духовых инструментов Саратовского совнархоза уже в 1960 г. приступить к выпуску традиционных русских охотничьих рогов, с таким нетерпением ожидаемых •нашими охотниками. Совсем недавно заместитель председателя Саратовской областной плановой комиссии тов. И. Васильев уведомил редакцию, что производство охотничьих рожков будет организовано на фабрике духовых инструментов Энгельского горпромкомбината. Уже в 1960 г. предположено выпустить 5 тыс. рожков. Они будут следующего размера: прямая длина рожка — 385 мм, ширина раструба — 52 мм, узкая ширина для вставки мундштука— 12 мм.

Под впечатлением аксаковских «Записок ружейного охотника» И. С. Тургенев писал некогда своему великому современнику Н. А. Некрасову: «Ограничусь теперь желанием, чтобы охота,... которой тешились и наши прадеды на берегах широких русских рек, и герой народных баллад, стрелок Робин-Гуд, в веселых, зеленых дубовых рощах старой Англии, и много добрых людей на всем земном шаре, долго бы еще процветала в нашей родине! Волшебный рог Оборона не перестанет звучать для «имеющих ухо», и Вебер не последний музыкант, которого вдохновит поэзия охоты!»

Этими словами И.С. Тургенева мы и заканчиваем наш обзор об охотничьей музыке рога.

 

"Охота и охотничье хозяйство"

№ 11, 1959 год