О чем говорят выставки и испытания М. Сергеев

В 1969—1970 гг. мне довелось судить охотничьих собак на ряде выставок и испытаний.

В октябре 1969 г. проводились испытания гончих под Череповцом. Череповецкое общество охотников — самое крупное в Вологодской области, оно насчитывает более 5000 членов. Во главе общества стоит настоящий охотник любитель и заводчик лаек Н. П. Данилов. Правление общества состоит из охотников и рыболовов, хорошо знающих дело и нужды членов общества. Благодаря этому, а также хорошим, деловым взаимоотношениям правления и районного госохотинспектора, опытного охотника, асе связанные с охотничьим хозяйством и собаководством вопросы решаются быстро и по-деловому. Отлично и дружно работает секция охотничьего собаководства, руководимая энергичным рабочим одного из местных заводов Б. А. Нестеровым, прекрасным организатором, умеющим сплотить здоровый деловой актив. Ежегодно Череповецкое охотобщество проводит выставку собак, испытания лаек по белке, утке и подсадному медведю, испытания легавых, весенние и осенние испытания гончих; организованно участвует с лучшими собаками на областных и межобластных выставках и состязаниях; ведет целеустремленную селекционную работу с племенным поголовьем; направляет лучших сук на вязку с лучшими кобелями в другие области, завозит щенков от высококлассных рабочих собак.

На череповецких испытаниях осенью 1970 г. участвовала 21 русская гончая, из которых 6, или 27,6%, были дипломированны. Это — Кубань П. К. Вол-кова (от Набата Максимова и Забавы Василевского), 7—3—20—8—15—7 (2) 4—в—3 = 77,*дип. II ст.; Пальма М. Г. Паникарова  (от Соловья 1954/рг Б. А. Нестерова и Арфы его же) 8— 4—17—8—15—6 (3) 4—8—3 = 76, дип. III ст.; Бандур III-Охотничья Е. Т. Осенчинина (от Спевая-Охотничьего Д. С. Молодчикова и Будишки III-Охотничыем 1631/рг коллективного питомника «Охотничий»), 8—4—16—8—13 —7 (2) 5—7—3 = 73, дип. III ст.: Рубишка В. С. Медведева (от Тумана Бурикова н Румянки 2271/рг А. М. Коврякова), 6—4—17—7—12—5 (3) 4—8 —5 = 71, дип. III ст.; Найда Е. Т. Осенчинина, (от ч. Анчара 1469 рг А. В. Родионова и Затейки Калининского охотобщаства), 7—5—16—7—14—6 (2) 4—7—2 = 70, дип. III ст. (по лисе); Баритон V-Охотничий В. Н. Животова (от Тумана (Баяна)-Охотничьего 2351/ рг и Будишк III-Охотничьей 1631/рг), 6—3—17—7—14—6 (2) 4—5—3 = 67, дип. III ст.; Туман А. А. Яшина (от ч. Плакуна 1049/рг И. Н. Толстова и Вислы В. М. Борисова), 6—3—16—6—-13 —7 (2) 3—6—3 = 65, дип. III ст. 11 гончих осталось без подъема из-за недостаточной плотности зайца на участке, где проводились испытания.

Волгодонские испытания гончих и небольшая выставка собак были организованы а 1970 г. по инициативе и в основном трудами Е. Т. Осенчинина, большого любителя и знатока гончих, заразившего своей любовью к гончим охотников Волгодонска. Большой труд в проведении испытаний и выставки вложил судья второй категории А. Е. Радьков.

Развитию охоты с гончими на севере Ростовской области содействовали лесонасаждения (ветрозащитные полосы и посадки сосны для закрепления песков).

Отличительной особенностью испытаний гончих, производившихся пр-благоприятных условиях погоды (утром около—10°, днем —2, —3°) и тропы (3—4 см. снега), было большое поголовье зайца-русака на участках испытаний, благодаря чему не было ни одной гончей без зверя. Гончие будили зверя через 5—17 минут в первом же напуске. Из 7 испытывавшихся гончих, из которых 6 было русских и 1 русская "пегая, дипломированно было 3 гончих. Альфа А. Ф. Марченко, русская выжловка (от Карая I Е. Т. Осенчинина и Вьюги Н. А. Рыбаль ненко) 8—5—17—8—15—6 (2) 4— 8—4 = 77, дип, III ст.: русская выжловка Бандура УП-Охотничья Е. Т. Осенчинина (см. выше): 7—5—16—7—15— 8 (3) 4—6—3 = 74, дип. III ст.; Тайга В. В. Скибы, русская пегая выжловка (от Дуная и Потешки Тульского охот-обществ а), 6—5—16—6—12—7 (3) 3—6—4 = 68, дип. III ст.

После испытания была проведена выставка. Всего было осмотрено 12 взрослых собак и 8 молодых. Из них 1 лайка, 16 русских гончих, 2 русские пегие и 1 пойнтер. Среди русских гон-чих первым с оценкой «отлично» прошел Карай II Е. Т. Осенчинина (от чем. Корнета 1383/рг И. А. Яшина и Флейты его же). Карай II отнесен к I классу. Четыре гончие получили оценки «очень хорошо», из них Бандура УП-Охотничья отнесена к I классу, а Альфа А. Ф. Марченко и Тайга В. В. Скибы ко II классу.

В апреле 1970 г. были проведены испытания гончих Лисичанским райсоветом Украинского общества охотников и рыболовов. Наличие косуль осложнило выбор участка испытаний. Малое поголовье зайцев, поздний выезд, жаркая ветреная погода и песчаная незадерненная почва создали настолько неблагоприятные условия для гона что из пяти испытывающихся гончих три остались без подъема, а две без расценки за краткостью гона. На следующий день, в новом месте оказалось достаточно русака, погода установилась прохладная, сырая, почва была задерненная. Из пяти испытанных гончих две получили дипломы. Заливай А. Е. Бабича, русский багряный выжлец (от Соловья II С. Т. Корнева и Бандуры VI-Охотничьей И. А. Кихтенко), 9—5—19—8—15—8 (3) 5—8—3 = 83, дип. II ст., вязкий, чутьистый и поратый выжлец гонял г ч. 38 мин. и был с трудом сбит с гона.. Только сильный ветер и бугристость местности, мешавшие держать все время выжлеца на слуху, не позволили присудить Заливаю диплом I степени. На работе Набата И. А. Липко, русского чепрачного выжлеца (от Соловья II С. Т. Корнева и Флейты А. Е. Бабича), 9—5—16—8—9—7 (3) 5—8— 4 = 74, III ст. сказалась пониженная вязкость линии Трубача 293/г ВНИО, унаследованная им через мать Флейту. Испытания продолжались близ с. Волчеяровки. Залесенные глубокие овраги (балки), разделенные полями, сильный ветер и сушь на поле, куда выходил гонный заяц, затрудняли работу гончих и их судейство. Очень хорошую работу в этих условиях показала Стрелка В, С. Ткаченко русская багряная выжловка, однопометница Заливая А. Е. Бабича: 8—5—18—9—14 —8 (3) 4—9—3 = 81, дип И ст. Всего из 11 одиночек (10 русских и 1 русская пегая) было дипломировано 3 гончих.

Рязанские испытания легавых и спаниелей проходили в июле 1970 г. в Солотченском охотхозяйстве на ровном заливном лугу, поросшем густой некосью с обилием бобовых. Густая трава затрудняла ход собак, особенно спаниелей. Осушение лугов привело к исчезновению дупелей и бекасов и испытывать собак пришлось по перепелу. Испытывали 5 легавых: 2 ирландских сеттера и 3 курцхаара, из которых все три были дипломированны. В испытаниях участвовали Рекс В. П. Чаплинского (от Джека IV Т. Л. Кузьми-на и Годы И. М. Шляндина), 8—9—4— 6—6—5—4—6—4—4—4—6—6 = 72**, дип. II ст.; Джой II Т. Л. Кузьмина (от Рекса II Кормилицина и Беги 8. И. Дрейера), 6—7—3—6—6—3—4—6—4 —4—4—7—8 = 68, дип. III ст.; Пургай В. И. Перфильева (однопометник Рекса В. П. Чаплинского), 6—6—4—6—5—3 —4—5—3—4—3—5—7 = 61, дип. III ст. Из спаниелей дипломы III ст. получили, Джой Н. В. Белкина (от Марса Бобкова и Джени Перминова) и Бекас В. А. Родина неизвестного происхождения.

На последовавшей через неделю Рязанской областной выставке мне пришлось судить борзых, гончих и норных собак. Все 4 русские псовые борзые были высокопородны. Крас-нОпегий кобель Вихрь В. И. Зуева (г. Коломна) (от Катая II 1009/бп и Вьюги 1040/бп В. П. Клименко) получил оценку «отлично». Остальные—«очень хорошо». Отрадно, что Вихрь и его однопометница Вьюга тоже В. И. Зуева— оба полевые победители. Среди гончих было 24 русских и 8 русских пегих (англо-русских). Оценки «отлично» и «очень хорошо» получили 15 русских и 5 русских пегих. Но полевые дипломы III степени имеют только Дунай Ю. В. Скопина, русский выжлец (от Бушуя Голикова и Волны Ни ко но в а), получивший оценку «очень хорошо», и Сорока А. В. Митрофанова (г. Озеры Московской области), русская пегая выжловка (от Трубача Лукьянова и Потешки Тихомирова). Крайне малое число полевых победителей свидетельствует о серьезном отставании полевой работы с гончими в Рязанской обл. И это не случайно: в области всего 1 человек, имеющий судейскую категорию.

Из норных собак на выставке было 12 жесткошерстных и 5 гладкошерстных фокстерьеров. Один жесткошерстный кобель Чарли М. П. Зайцева (от Капитана Флинта И. И. Пугачева и Фраги В. В. Орлова) получил оценку «отлично», 5 собак — «очень хорошо». Все гладкошерстные фокстерьеры прошли с оценкой «очень хорошо». К сожалению, на испытаниях только Феитомас Д. Н. Кондратова (от Охра Комарова и Камы Филиппова) имеет 4 диплома III ст. и оценку «хорошо».

Подытоживая наблюдения на перечисленных выставках и испытаниях, приходится отметить назревшую необходимость значительного улучшения работы по охотничьему собаководству. Прежде всего, нужна регулярность в проведении мероприятий. Если Череповецкое районное охо-тобщестео в состоянии ежегодно проводить выставку и 6 видов испытаний, то что мешает Владимирскому и ряду других областных обществ устраивать ежегодно выставки и испытания? Опыт Волгодонска показывает, что в городах и районах, в которых имеется пока небольшая группа энтузиастов охотничьего собаководства, целесообразнее устраивать не выводки, на которых оценивается только экстерьер, а выставки, на которых учитываются и оценки полевых качеств собак. В ряде мест остро ощущается нехватка судей (экспертов) по охотничьим собакам. В то же время присвоение судейских категорий излишне осложнено и нередко тянется годами. Само положение об экспертах по охотничьему собаководству давно нуждается в пересмотре. Опыт всех отраслей народного хозяйства показывает весьма положительную роль экономического поощрения. И 8 охотничьем собаководстве надо ввести поощрение денежными призами. Особенно важны, на мой взгляд, экономические стимулы на полевых состязаниях, так как подготовка к ним собак связана со значительными затратами. Для частичного покрытия расходов по выставкам и испытаниям целесообразно по примеру Москвы ввести доступную для охотников плату за запись собак.


М. Сергеев,

эксперт-кинолог всесоюзной категории

 

"Охота и охотничье хозяйство"

№ 11, 1971 год