Н. С. Самокиш (1860 - 1960)

В истории русского искусства было немало талантливых мастеров-анималистов, великолепно изображавших зверей и домашних животных, изучивших их движения, повадки, характеры; на протяжении одного лишь прошлого столетия блистали имена Орловского, Сверчкова, Петра Соколова, Ковалевского, Степанова... С особенным совершенством «владели» они конем и собакой; эти художники так внимательно изучили их в жизни что знали как говорится, наизусть и, свободно импровизируя, изображали в рисунках и и своих любимых «героев» в любом движении и состоянии.

Последним из этих «могикан» девятнадцатого века художник Николай Семенович Самокиш творческий путь которого начался в 1885 году и завершился в 1944 г., когда маститый художник скончался в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Для Самокиша, как и для других крупных художников-анималистов, изображение животных не было самодовлеющим занятием. Анималистская тема переплеталась в его искусстве с сюжетами и темами широкого общественного значения. Он известен прежде всего своими историческими, или точнее, батальными — военно-историческими произведениями. Но вспомним, какую большую роль в прежних войнах, особенно в героических сражениях гражданской войны, — которой Самокиш посвятил немало полотен, — какую значительную роль играл боевой конь! Без изображения коня не могло быть правдивого изображения исторических битв, конь был необходимейшим атрибутом батальной картины. И любовь художника к этому прекрасному животному выражалась в умении показать слитность человека и коня в боевом порыве, в виртуозной передаче самых сложных раккурсов и движений, раскрывающих энергию, силу, грацию животного.

Н. С. Самокиш родился в 1860 году на Украине в семье бедного почтальона. Еще в раннем детстве, когда ему удавалось рассматривать «картинки» в иллюстрированных журналах, которые разносил отец, его, как и большинство мальчиков, особенно восхищали сцены сражений. Мальчик сам ездил верхом, водил лошадей в ночное. Особенно любил бег коня. Дед рассказывал множество преданий о свободолюбивой борьбе запорожских казаков. Так подготовлялась почва на которой затем расцвел талант баталиста и анималиста.

Увлекаясь иллюстрациями, юноша мечтал создавать картины. Но не зная, как к этому подступиться он начал копировать — сперва журнальные иллюстрации, а позднее картины, которые он видел в лицейской галерее города Нежина, куда родители собрав скудные средства, отправили сына учиться. Мечта стать художником целиком овладела им к тому времени, когда он кончал гимназию. Вопреки воле отца он уезжает в Петербург в Академию художеств.

В Академии окончательно определились наклонности художника. По окончании общих классов он переходит в батальную мастерскую.

Он ищет пути к правдивому, жизненному искусству. Батальная картина представляется ему как повесть о героизме и подвигах народа.

Совет Академии присуждает Н. С. Самокишу в 1885 г., по -окончании Академии, большую золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Русская кавалерия возвращается после атаки поп Аустерлицем». За границей Самокиш изучает величайшие памятники мирового искусства и : совершенствует мастерство.

Он возвращается в Россию в 1888 г. прекрасно подготовленным, широко образованным художником и создает три большие картины на сюжеты Кавказской войны 70-х годов для Тифлисского военно-исторического музея. В 1890 г. тридцатилетний художник получает звание академика за чудесное полотно «Табун на водопое».

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Самокишу присудили медаль за другое полотно, тоже посвященное коню. Это была «Четверня на повороте», картина, принадлежавшая другу художника и отправленная на выставку даже без его ведома.

Он иллюстрирует очерк Сергея Атавы из охотничьей жизни и рассказ Л. Толстого «Холстомер». множеством рисунков и украшений (виньеток) Самокиш сопровождает роскошное четырехтомное издание, посвященное истории охоты на Руси.

Н, С. Самокиш как анималист создал много рисунков на темы охоты. Он иллюстрировал четырехтомное издание «Великокняжеская и царская охота на Руси». Картины, рисунки Самокиша воспевают поэзию русской охоты. Нельзя без волнения смотреть зарисовку «Охота с ловчей птицей». Всадник скачет на прекрасном коне, догоняя хищника, который вот-вот схватит зайца. А сколько в книге великолепных рисунков, заставок: «Глухарь на суку», «Лось», «Сокол» и другие.

Самокиш подчеркивает своеобразие старинных костюмов, удаль и выправку охотников.

Зато внимание художника, а вслед за ним и наше, приковано к изображению охотничьих собак. Гончие псы шумной сворой, с высунутыми языками несутся, обгоняя стремительно скачущего верхового. Красуясь всеми своими статями, натягивает поводки пара разгоряченных борзых; а вот, — быть может они же? — распластавшись по воздуху нагоняют очумевшего от ужаса зайца.

Все это исполнено с филигранным мастерством в трудной и сравнительно редкой технике перового рисунка. В этом журнале, на вкладке, воспроизводятся четыре рисунка Н. С. Самокиша: борзятник, охотник с соколом, напуск гончих и травля зайца. По этим рисункам можно судить о мастерстве художника, который в совершенстве знал охоту.

В многочисленных графических произведениях Самокиша сказывается огромная наблюдательность художника, его знание животных и любовь к ним, артистическое владение рисунком.

Вехой, обозначившей перелом в творческой жизни Самокиша, была русско-японская война 1904—1905 гг., в которой он принял участие в качестве художника-корреспондента. На фронтах Маньчжурии он вплотную соприкоснулся с действительностью.