Московские гончие за 50 лет Н. Жаров

Прошло более 50 лет с тех пор, как объединенные в Союз охотников московские любители охоты с гончими приступили к проведению полевых испытаний своих собак. Это были первые шаги в развитии кровного собаководства. Главная задача заключалась в том, чтобы на полевых испытаниях проверить охотничьи качества имеющихся гончих, отобрать лучших и использовать их в     дальнейшем     как     производителей.

Н. П. Пахомовым были составлены новые правила полевых испытаний, которые, помимо смычков, стаек и стай, допускали к участию в испытаниях одиночек,, что в то время имело большое значение.

Первая проба гончих была проведена Товариществом «Московский охотник» 16—19 октября 1926 г. в лесной даче Гольяновского лесничества у станции Балашиха. Испытано было всего 4 единицы: стая в 5 смычков русских гончих владельца Н. М. Попова, стайка в 2 смычка В. Ф. Хлебникова и 2 смычка русских гончих: Лихой и Волторка Б. В. Дмитриева и Флейта и Заливка Н. М. Попова. Из них дипломировано было 2 единицы: стайка В. Ф. Хлебникова— диплом III степени и смычок Н.     М.     Попова — диплом     II     степени.

Судили А. О. Эмке, Н. П. Пахомов, Н.    Н.   Челищев    и    С.    П.   Садовников.

Начало было положено. Всего с 1926 по 1932 г. включительно московскими охотниками было проведено 6 областных проб гончих. Испытано на них 67 единиц: 44 русских, 16 англорусских (р. п. г.) и 7 нестандартных гончих. Дипломировано 32 единицы, или 47%.

Однако такая система выявления полевых качеств гончих не могла удовлетворить интересы охотников-гончатников, так как проба гончих — это кратковременное мероприятие, более похожее на состязание. А как быть тем охотникам, у которых по­левые качества гончих еще не выявлены, не проверены?

Возникла идея организации Московской испытательной станции гончих, с более продолжительным временем работы, где бы все желающие могли проверить охотничьи качества своих питомцев и по их результатам получить полевой диплом.

Впервые Московская испытательная станция гончих была организована Товариществом «Московский охотник» в заказнике у с. Кубинка Наро-Фоминского  района  осенью 1930  г.

За 33 дня ее существования было испытано 15 единиц, в том числе 14 русских и одна англо-русская (р.    п.    г.)    гончая.    Дипломировано    6,или 43%, русских гончих. Заведовал станцией В.  С.  Мамонтов.

В дальнейшем Московская испытательная станция гончих работала осенью ежегодно в течение десяти лет, после чего в связи с военными событиями 1939—1940 гг., а затем — Великой Отечественной войной надолго прекратила свою деятельность. Только осенью 1945 г. Московское общество охотников, по инициативе секции лю­бителей охоты с гончими, вновь организовало Московскую испытательную станцию гончих, которая с тех пор сначала работала ежегодно осенью, а с 1949 г., как правило, дна раза в год.

Кроме индивидуальных владельцев гончих, в ее работе участвовали охотничьи хозяйства МООиР, ВВОО, МГС «Динамо» и ряд Других обществ и организаций.

Уже с 1946 г. стало ясно, что Московская испытательная станция не может полностью обеспечить всех желающих воспользоваться ее услугами. Поэтому некоторые организации изъявили желание проводить испытания гончих самостоятельно в своих охотничьих хозяйствах под руководством выездных судейских  коллегий.

Пионером в этом деле был МГС «Динамо», который в 1946 г. провел первые самостоятельные испытания гончих в своих угодьях в Серпуховском районе.

С 1949 г. к самостоятельному проведению испытаний гончих приступили районные и межрайонные общества МООиР. Зачинателями были серпуховские охотники. В 19S0 г. их примеру последовали Орехово-Зуевское и Дмитровское межрайонные, Раменское и Озерское районные общества охотников и     рыболовов,     а     затем     и     другие.

С 1951 г. начали проводить самостоятельные испытания гончих охотничьи хозяйства МООиР, и проводят их регулярно до сих  пор.

Каковы же итоги этого многолетнего труда по развитию и совершенствованию пород московских гончих за 50 лет?

Всего на Московской испытательной станции, в районах и в охотхозяйст-вах МООиР проведено 611 испытаний гончих, из них 301 —весной и 310 — осенью. С 1926 по 1975 г. включительно на них испытано 7045 единиц (одиночек, смычков и пар, стаек и стай), в том числе русских гончих 4575 единиц,  русских  пегих  гончих  2287  единиц.

Эти данные за 50 лет, как показатели роста численности испытанных (единиц) гончих по породам, мы разделили для удобства сравнения на пять десятилетий  (см. табл.  1).

Русская гончая является сегодня наиболее распространенной у охотников  Московской  области.

Наибольшего роста численность русских гончих и особенно русских пегих гончих достигла в Московской области в два последних десятилетия, причем этот рост происходил главным образом в районах. Численность испытанных единиц в районах области за три последних десятилетия возросла по русским гончим более чем в 12 раз, по русским пегим  гончим — более  чем  в  30  раз.

Результаты полевых испытаний гончих по Московскому ООиР за прошедшие 50      лет      приведены      в      таблице      2.

Обе породы стали более однотипными. Из года в год улучшается экстерьер гончих. Заметно, хотя и медленно, улучшаются  и  их  голоса.

Интересно, что выжловки московских русских гончих заметно опережают выжлецов как по общему проценту полученных дипломов, так и по наличию у них дипломов I и II степени. Всего выжлецов Дипломировано 31 %, выжловок— 34%; у выжлецов дипломов I и I! степени 25% (к общему числу дипломов),   у  выжловок — 28%.

Кроме полевых испытаний, московскими    охотниками    за    последние    30    лет было проведено 27 областных состязаний гончих и 8 матчей Москвы и Ленинграда, в которых московские любители охоты с гончими и охотхозяйства МООиР принимали активное участие. Принимали также участие и в межобластных и республиканских состязаниях гончих, хотя и менее удачно.

Общий же вывод по московским гончим может быть только один: обе породы прогрессируют в развитии и по полевым качествам сейчас находятся практически  на одном  уровне.

Необходимо отметить, что наши пока еще скромные успехи достигнуты не только благодаря энтузиазму и активности любителей охоты с гончими, но и в результате взаимопомощи в племенном деле и в полевой работе гон-чатников других областей — Горьковской, Ленинградской, Кировской,
Архангельской  и др.

Что же касается нестандартных гончих и других пород, то их за 50 лет испытано всего 183 единицы, в том числе нестандартных 93, эстонских 87 и финских 4 единицы. Дипломировано из них 21%. Ни эстонские, ни финские гончие не имеют у нас широкого распространения.

Значительных успехов за последние 30 лет добились любители охоты с гончими в районных и межрайонных ООиР. Так, например, по русским гончим число испытанных единиц возросло со 118 в третьем десятилетии до 534 в четвертом и до 1475 в пятом десятилетии. Число дипломированных единиц увеличилось с 24% в третьем до 31% в  пятом  десятилетии.

Число испытанных единиц русских пегих гончих возросло с 33 в третьем десятилетии до 254 в четвертом и до 997 в пятом десятилетии. Число дипломированных единиц увеличилось с 30% в третьем до 37%  в пятом десятилетии.

Несомненно, при более благоприятных условиях успехи могли бы быть значительнее. Тормозит недостаточное количество мест (одно Пласкинино) и ничем не оправданное короткое время (два с половиной месяца) в году для нагонки гончих. Секции гончатников не раз обсуждали эту проблему на собраниях и обращались с ней к руководству МООиР и Госохотинспекции Московской области, однако воз и ныне там. Пора наконец правлению МООиР и Госохотинспекции понять всю важность нагонки для совершенствования пород гончих и  решить  этот  вопрос положительно.

Необходимо подумать и о сроках, отведенных для охоты по зайцу, так как в настоящее время работающий охотник может побывать на охоте не более двух  раз.

Основная задача гончатников Московской области заключается в том, чтобы путем продуманного подбора производителей добиваться от своих питомцев еще большего мастерства, большей вязкости в работе по зверю, более звучных, музыкальных и верных по отдаче голосов, не забывая при этом и  экстерьерные качества.

В заключение хочется отдать должное тем энтузиастам, благодаря заботам которых достигнуты все наши успехи в развитии пород гончих: Н. П. Пахомо-ву, Б. В. Дмитриеву, М. А. Сергееву, Б. Н. Арманду, А. М. Ломанову, В. Ф. Хлебникову, Г. Т. Барышникову, В. И. Казанскому, А. А. Бочарову, А.  П.   Якунину  и  др.

Н. Жаров
"Охота и Охотничье хозяйство №6" 
1977 г.